Шашечки на свой страх и риск

Каждый четвертый таксист в Московской области предпочитает работать нелегально

Такси – одна из самых «темных» отраслей экономики. Извозом в Подмосковье зарабатывают более сотни тысяч человек, в этой сфере выработаны хитроумные схемы ухода от ответственности, налогов и социальных обязательств. Что происходит на рынке таксомоторных перевозок, почему многие водители работают вне правового поля, разбирался наш корреспондент.

ТАКСИ ЕСТЬ, ТАКСОПАРКОВ НЕТ

Садясь в такси, пассажир играет в «русскую рулетку». Хорошо ли водит машину человек, сидящий за рулем? Не устал ли он из-за высокой нагрузки? Профессионал ли он, или такси для этого водителя – случайная подработка? На эти вопросы нет однозначного ответа, несмотря на действие ФЗ-69, более известного как «Закон о такси», а также десятков подзаконных документов.

– В настоящее время таксомоторный бизнес в целях минимизации налогов уходит от трудовых отношений. В этом случае водители такси не имеют социальной защиты, положенной всем работникам по трудовому законодательству, – рассказали нашему корреспонденту в Министерстве транспорта Московской области.

Такси сейчас – это «дикий запад» современного российского бизнеса. В котором не существует никаких гарантий как для пассажира, так и для водителя. В котором простая и понятная схема трудовых отношений подменена клубком связанных между собой занятий. Участники этих легальных, серых и полностью незаконных схем живут одним днем, рискуют остаться без каких-либо выплат в случае болезни или ДТП и ежедневно подвергают опасности жизни пассажиров.

Главная проблема отрасли – практически не существует таксистов, которые устраиваются на работу так, как этого требует законодательство РФ. С трудовой книжкой, выплатами в Пенсионный и иные фонды, с рабочим временем и контролем за выполнением обязанностей.

КТО ВОЗИТ ПАССАЖИРОВ

Интернет-сервисы заказа такси и телефонные диспетчерские службы юридически не занимаются таксомоторными перевозками. Большинство этих компаний просто оказывают информационные услуги. Их клиентами являются люди, заказывающие поездку из пункта А в пункт Б, а также водители, выполняющие такой заказ. Вся ответственность таких посредников заключается в передаче информации от заказчика исполнителю, а заботятся они в первую очередь о том, чтобы получить свою долю с наибольшего количества поездок. Никаких трудовых отношений с водителем, никакой ответственности перед пассажиром.

– На рынке огромное количество агрегаторов, которые не отвечают ни за что, поскольку не являются перевозчиками. Они просто передают информацию, часто просто тем же «бомбилам», – уверен Алексей Андреев, один из соучредителей Ассоциации таксистов Подмосковья.

Найти в сети, в газетах или прямо на снующих по городу автомобилях с «шашечками» объявления о работе в такси легко. Но и здесь речь не идет о таксопарках, в которых водителей ждут отдел кадров, начальник автоколонны и трудовой коллектив. Подавляющее большинство крупных компаний, владеющих парком машин, занимаются арендным бизнесом. То есть один человек, который возит других людей, просто взял автомобиль в аренду. И в этом случае также – никаких трудовых отношений, гарантий и ответственности.

Есть в этой схеме и дополнительные ниши. Так, закон предписывает таксисту проходить ежедневные медосмотры, а машине – технические осмотры. Не проблема, есть медицинские кабинеты и автосервисы, предоставляющие подобные услуги. Интересно, что многие из них не занимаются своим прямым делом, основной бизнес таких компаний заключается в выписке справок за деньги.

Более 87 тысяч разрешений на таксомоторные перевозки действуют в Подмосковье

Но если разрешение на таксомоторные перевозки обязательно по закону, кто же юридически его получает и отвечает в этой немаленькой отрасли за безопасность пассажиров? Участники рынка стихийно выработали беспроигрышную для большинства схему: этот человек – индивидуальный предприниматель (ИП). Да, именно самозанятый «бизнесмен» по закону ответствен всем своим имуществом за возможные последствия ДТП, за качество и своевременность оказания услуг по перевозке пассажиров. Он сам себе начальник, сам решает, повышать ли свою профессиональную квалификацию, работать ли ему сутки напролет, давать ли себе выходные или просто возможность выспаться. И сам должен заботиться о своей пенсии, всех видах страхования и отпуске.

Садясь даже в легальное такси, пассажир должен помнить: он имеет дело с водителем, оформленным как ИП. С человеком, который жертвует своим здоровьем и временем, чтобы возместить расходы на свой «бизнес», дать заработать всем участникам рынка и принести оставшиеся деньги в семью. И которому никто в этой гигантской отрасли ничего не должен.

Алексей АНДРЕЕВ, глава Ассоциации таксистов Подмосковья:

– В свое время при оформлении разрешений такси необходимо было предоставлять ряд подтверждающих документов (договоры с медиками, удостоверения механиков, фото авто и т.д.). Сейчас этого не требуется, что, в свою очередь, привело к тому, что разрешение на перевозку может получить ведро с болтами возрастом старше египетских пирамид. Возвращение этих условий во многом бы изменило тенденцию на рынке.

ПОСЧИТАТЬ КАЖДОГО

По данным Министерства транспорта Московской области, в регионе выдано более 87 тысяч действующих разрешений на таксомоторные перевозки. На вопрос нашего корреспондента о том, сколько в Подмосковье «бомбил» – таксистов, работающих без разрешения, в ведомстве ответили, что доля нелегальных перевозчиков составляет менее 20% от рынка.

Другую оценку дают в Ассоциации таксистов Подмосковья. Алексей Андреев заявил, что доля «нелегалов» на рынке остается большой, до 35-40% рынка. Выходит, что, по усредненной оценке, в Московской области трудятся не менее 30 тысяч «бомбил».

Не следует забывать, что рядом находится столица, а закон не препятствует таксистам, зарегистрированным в одном регионе, выполнять заказы в другом. То есть рынки таксомоторных перевозок Москвы и Подмосковья тесно взаимосвязаны, при этом в столице выдано более 50 тысяч лицензий, а «бомбил» в этом городе также хватает.

Михаил ОЛЕЙНИК, министр транспорта Московской области:

– Некоторые перевозчики в погоне за максимальной прибылью предпочитают экономить на уплате налогов, соблюдении требований по прохождению технического и медицинского предрейсового осмотра, что является недопустимым, так как несет угрозу безопасности пассажиров. Министерством транспорта Московской области направлены предложения в Государственную Думу Российской Федерации по проекту федерального закона, регулирующего деятельность такси. Данные предложения предусматривают установление административной ответственности диспетчерских служб за передачу заказов нелегальным перевозчикам.

ЗАКАЗЫ ОНЛАЙН

Одной из самых обсуждаемых тем является деятельность онлайн-агрегаторов заказов на поездки в такси (интернет-сервисов, принимающих вызовы на сайте или при помощи мобильного приложения). Опрошенные автором водители относятся к таким сервисам по-разному. Профессиональные таксисты, которые давно работают легально, утверждают, что снижение средней стоимости поездки компенсируется большим количеством заказов. Работать приходится много, но при этом доход можно уверенно прогнозировать. Те, у кого рейтинги в подобных системах не так высоки, относятся к агрегаторам крайне негативно. «Бомбилы» же обвиняют сервисы в нечестности и сломе правил, устоявшихся на рынке.

В региональном Минтрансе уверены, что деятельность интернет-сервисов заказа такси необходимо регулировать. Впрочем, речь идет не о вмешательстве в ценовую политику, а о запрете работать с нелегальными перевозчиками. Корреспонденту «Подмосковье сегодня» сообщили, что «Яндекс-такси» и GETT уже подписали соглашения с Минтрансом МО, согласно которым агрегаторы передают заказы только легальным перевозчикам. Достигнута договоренность о подписании аналогичного соглашения и с UBER.

В ведомстве пояснили также, сославшись на официальную позицию Федеральной антимонопольной службы России, что госрегулирование тарифов на перевозки такси негативно скажется на развитии конкуренции и будет тормозить рынок. Поэтому вряд ли власти станут принуждать агрегаторы заказов устанавливать какие-то определенные цены на поездку или тарифы из расчета за километр пути.

ПОЧЕМУ ЛЮДИ «БОМБЯТ»

(в тему)

Получить разрешение на таксомоторные перевозки в Подмосковье несложно. Сдать документы можно самостоятельно в одном из МФЦ региона, через месяц разрешение будет у вас в кармане. Кроме того, действует большое количество фирм-посредников, которые за умеренную плату помогут подготовить требуемые документы, если нет времени и желания разбираться в требованиях законодательства самостоятельно. Но почему же десятки тысяч людей выбирают «темную сторону»?

Ведь это небезопасно – с нелегалами активно борются и полиция, и региональные, и муниципальные власти. Так, на днях Минтранс Подмосковья подвел итоги борьбы с нелегальными таксомоторными перевозками за 9 месяцев 2016 года. Выяснилось, что за этот период проведено более 1500 проверок, а 462 автомобиля изъято.

Однако, во-первых, даже если ведомство усилит свою работу и доведет количество отобранных у таксистов машин к концу года до тысячи, то это значит, что один нелегал попадается примерно раз в 30 лет. Во-вторых, величина штрафа, если «бомбила» попался впервые, как правило, не превышает 5 тыс. руб. В-третьих, после уплаты штрафа машину можно забрать практически в тот же день. Впрочем, регулирующее законодательство все время совершенствуется, и в настоящее время идет работа над несколькими законопроектами, которые могут изменить ситуацию.

– Я не получаю разрешение, потому что у меня старая машина, – рассказывает Владимир С., работающий нелегально в Щелковском районе. – У нас один товарищ купил «Волгу» за 25 тысяч рублей и встал у станции. У многих «бомбил» машины гораздо старше, чем требует закон (5 лет для отечественных авто и 8 – для иномарок. – Прим. ред.). Да еще и все эти платежи за техосмотры, медосмотры. Я не уезжаю из своего района, поэтому не беру дорогие заказы. Но если исключить обязательные расходы, которые есть у легальных таксистов, то я зарабатываю те же 2-3 тысячи в день «чистыми». У меня машина старая, я ее брал за 250 тысяч рублей, она давно все затраты «отбила». Даже если ее завтра отберут или если она сломается.

Владимир заявляет, что проверок не боится. По его словам, группа нелегальных перевозчиков, в которую он входит, останавливается на трех небольших площадках, расположенных у одной из станций электричек в Щелковском районе.

Он признался, что по-настоящему опасается полицейских из других районов, которых начальство иногда перебрасывает на чужие участки, а также групп от областного Минтранса. Об этих группах все таксисты слышали, но ни Владимир, ни его товарищи за много лет работы с областными проверками никогда лично не сталкивались.

Получить разрешение – это еще полдела, уверены в Ассоциации таксистов Подмосковья. У легального таксиста много забот и проблем.

– Необходимо получать путевой лист с отметкой медицинского работника и механика, а для этого нужно заключать с ними договоры; оформить страховку такси (а это в 2,5-3 раза дороже, чем обычная); поставить фонарь на крышу машины и установить цветографическую схему (шашечный пояс) по бортам машины, установить и прописать тарифы на перевозку, – рассказывает один из соучредителей ассоциации Алексей Андреев. – И самое главное, у официального перевозчика огромная ответственность перед законом. Штрафные санкции зачастую непомерно высоки, они составляют до 50 тыс. рублей.

По словам Андреева, легальные перевозчики поставлены в более жесткие условия, чем «бомбилы». У нелегалов штрафы меньше, да и поймать с поличным на оказании услуг такси без разрешения их довольно сложно технически.

26.10.2016
Для газеты Подмосковье сегодня